Работы, публикуемые в этом сборнике, рассматривают зеркало как феномен семиотики культуры, что вводит необходимость контекста(проблемы симметрии, логики возможных миров, мифологии). Если попытаться дать понятию "культура" самое обобщённое определение(разумеется, с семиотической точки зрения), то его придётся охарактеризовать как внутреннюю часть замкнутого пространства, обладающего относительно небольшим размером по отношению к внешнему и признаками упорядоченности, созданности человеком, "правильности", чему во внешнем пространстве будет соответствовать неупорядоченность, природность и "неправильность". Поскольку дихотомия внутреннего (культурного) и внешнего пространств составляет универсалию семиотики культуры, особую значимость приобретает граница между ними. Этим определяется интерес к зеркалу: оно в большинстве случаев выступает как граница семиотической организации и граница между "нашим" и "чужим" мирами( при любом заполнении, от "я-ты" до "досмертие-посмертие"). Простейшие зеркальные эффекты: мена правого и левого, внешнего и внутреннего (находящееся за спиной оказывается перед глазами, и пространство замыкается) - оказываются знаками других организаций, что, с точки зрения данной организации, предстаёт как неправильность или дезорганизация. Таким образом, зеркало оказывается в истории культуры семиотической машиной описания чужой структуры. Потому оно так пригодно для логических игр и мифологических построений. Редколлегия, "К семиотике зеркала и зеркальности"

Теги других блогов: культура зеркало семиотика